Москва, Сокольническая площадь,
дом 4а, офис 309
Консультация специалиста

Гиперактивность

Гиперактивность
Гиперактивность

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) встречается у 2‒18 % детей, преимущественно — мальчиков. Состояние характеризуется неспособностью к самоорганизации. Умственные способности и память при СДВГ не снижаются.

Основными причинами гиперактивности являются:

  • осложнения беременности;
  • родовые травмы;
  • инфекционные заболевания первых месяцев жизни;
  • индивидуальные особенности строения и функционирования мозга;
  • генетическая предрасположенность;
  • социальные факторы;
  • комплекс неблагоприятных факторов.
Основные причины гиперактивности
Основные причины гиперактивности

Ребенок с гиперактивностью находится в постоянном движении, беспокоен, легко отвлекается, излишне разговорчив, не дисциплинирован, отвечает на вопросы, не задумываясь и не дослушав их до конца, не следит за вещами и часто теряет их, нередко агрессивен по отношению к окружающим, забывчив, имеет плохой аппетит.

Просьбы и наказания при гиперактивности неэффективны и нередко даже усугубляют ситуацию. Это связано с тем, что сам ребенок хотел бы вести себя так, как это требуется, но у него это объективно не получается.

Нередко гиперактивность сопровождается заниженной самооценкой и проблемами в отношениях с окружающими. Из-за низкого уровня самоконтроля возникают конфликты с учителями и сложности в обучении. Как правило, это является следствием отсутствия своевременной квалифицированной психологической коррекции.

Симптомы гиперактивности

Клиническая картина синдрома гиперактивности чрезвычайно многообразна. Проявления зависят от возраста ребенка и степени нарушений.

К ним относятся:

  • беспокойство в грудном возрасте;
  • невнимательность;
  • повышенная двигательная активность;
  • импульсивность;
  • отвлекаемость;
  • нарушение тонкой моторики (проявляется при письме);
  • возможна дислексия, эмоциональная и социальная незрелость;
  • дезадаптация и дефицит компенсаторных механизмов ЦНС;
  • интеллектуальные и познавательные способности соответствуют возрастным нормам или даже превосходят их.

В зависимости от преобладания той или иной клинической симптоматики различают 3 типа течения СДВГ:

  • сочетание дефицита внимания и гиперактивности;
  • гиперактивность без дефицита внимания;
  • дефицит внимания без гиперактивности;

Диагностика гиперактивности

Диагноз гиперактивность ставится врачом-невропатологом на основании результатов комплексного обследования, включающего в себя:

  • педиатрическое,
  • неврологическое,
  • логопедическое,
  • педагогическое.

Основными методами диагностики являются тестовые методики:

  • детская шкала Векслера для оценки интеллекта;
  • тест Бендера для оценки зрительно-моторной интеграции;
  • аудиовизуальный тест для оценки зрительно-слуховой интеграции;
  • тест бдительности для оценки внимания;
  • шкала гиперактивности для оценки поведения;
  • специальный тест для оценки речи и сложностей в обучении.

Согласно классификации Всемирной организации здравоохранения, критериями данного диагноза являются:

  • появление первых симптомов в возрасте до 7 лет;
  • сохранение выраженной симптоматики в течение не менее 6 месяцев.

Лечение гиперактивности

Наиболее важной является коррекция СДВГ в возрасте 5‒6 лет, когда процессы формирования высших мозговых функций проходят особенно интенсивно. Лечение гиперактивности делает детей эмоционально стабильными, усидчивыми, помогает им концентрироваться на учебе, нормализует сон, способствует улучшению коммуникации со сверстниками и в семье.

Комплексная терапия гиперактивности включает в себя:

  • медицинское наблюдение и регулярные осмотры специалистов;
  • индивидуальную и семейную психотерапию;
  • индивидуальный подход в школе либо организацию спецобучения;
  • нейропсихологическую реабилитацию;
  • медикаментозную терапию.

Медикаментозная терапия гиперактивности основана на применении седативных фитопрепаратов, нормализующих следующие показатели:

  • эмоции;
  • поведение;
  • сон;
  • память и мышление.

При этом лекарственные средства не должны иметь побочных эффектов, быть полностью безопасными для ребенка, не вызывать заторможенности и не влиять на учебу.

Кроме того, родителям и воспитателям рекомендовано:

  • хвалить ребенка при каждом удобном случае, когда он этого заслужил;
  • подчеркивать его успехи, чтобы укреплять уверенность в собственных силах;
  • поддерживать четкий распорядок дня;
  • организовывать ежедневные физические занятия на свежем воздухе;
  • не допускать переутомления ребенка;
  • выбирать игры с одним партнером, а не в шумных компаниях;
  • разговаривать с ребенком спокойно и доброжелательно, избегать употребления слова «нет» и не угрожать наказанием;
  • на определенный период времени давать только одно задание;
  • поощрять ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.

Статистика отмечает, что синдром гиперактивности ярко выражен более чем у двадцати процентов учеников начальной школы. Замечено, что у мальчиков такая патология наблюдается чаще чем у девочек. Крайне трудно отличить гиперактивность от простой детской подвижности. У детей с симптомами гиперактивности отсутствуют такие необходимые качества для обучения как: самоконтроль, внимательность и усидчивость. Отсутствие данных качеств у гиперактивного ребенка отрицательным образом сказывается на успеваемости. Если есть сомнения, то получить консультацию врача можно здесь.

Наши контакты:
Москва, Сокольническая площадь,
дом 4а, офис 309
E-mail: info@medinfo.su